Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике. Вопросы психологиистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 21 октября 2020 г.
Авторы:
Будакова А.В.,
Лиханов М.В.,
Блониевски Т.,
Малых С.Б.,
Ковас Ю.В.
Аннотация:Математическая тревожность – один из видов эмоциональных реакций, связанных с обучением. Феномен негативно соотносится с математическими способностями и уровнем достижений в математике. В последнее время количество исследований тревожности, связанной с математикой, значительно возросло, что требует обобщенного методологического анализа полученных результатов. В данном обзоре анализируются наиболее
значимые современные исследования математической тревожности и особенности проявления ее симптоматики. Показана ключевая роль рабочей памяти в функционировании тревожности и представлен ряд связанных с ней эффектов: «эффект тревожности сложности», «эффект избегания» и «эффект различия». Представлены результаты иссле-дований мозговых механизмов взаимодействия математической тревожности с когнитивными способностями. Исследования показали, что математическая тревожность связана с активностью в областях мозга, связанных с переживанием физической боли, и влияет на эффективность мозговой обработки числовой информации. Показана гене-тическая и средовая этиология феномена: до 70 % индивидуальных различий в математической тревожности объясняются средовыми факторами. Представлены описания семейных, школьных и социальных факторов, способствующих развитию математической тревожности. Описаны теоретические представления и результаты экспериментальных исследований связей конструкта с другими психологическими процессами: мотивацией, самооценкой способностей и др. В работе обсуждаются в том числе положительные эффекты тревожности: тревожность может вызвать физиологическое состояние «вы-зов» и тем улучшить продуктивность человека. Анализируются методы, используемые
для снижения математической тревожности: экспрессивное письмо, медитация, смена установки в отношении математической тревожности. Анализ современных данных по-казал необходимость дальнейших исследований математической тревожности и ее механизмов для разработки более эффективных методов регуляции негативных эмоций по отношению к математике