Аннотация:Было отпрепарировано по два представителя каждого из отрядов, входящих в надотрядную группировку Eufalconimorphae: Garrulus glandarius, Pica pica, Psittacus erithacus, Psittacula krameri, Falco vespertinus, F. tinnunculus.
Хотя исследованные птицы существенно отличаются морфологией летательного аппарата, в строении грудного мускула были выявлены общие принципиальные черты, не отмечавшиеся ранее для других птиц. Мы выделили три его части: поверхностная – не превышает 30% массы всего мускула и оканчивается апоневрозом на крае дельтопекторального гребня плечевой кости, глубокая – составляет до 80% всего мускула и оканчивается апоневрозом вдоль основания дельтопекторального гребня (ближе к продольной оси кости), промежуточная – мала и имеет мясистое окончание по всей площади между указанными апоневрозами. Она представляется нам следом эволюционного перемещения крепления мускула с края дельтопекторального гребня на его основание.
По рычажным отношениям все части примерно равны между собой как опускатели плеча, но поверхностная часть значительно превосходит глубокую в качестве пронатора. Такое разделение выгодно, принимая во внимание обратную зависимость силы сокращения мышц от скорости их укорочения. Если пронация плеча при опускании крыла слишком убыстряется, скорость укорочения поверхностной части увеличивается, а сила и пронационный момент автоматически падают, переставая форсировать пронационное ускорение. Возникает отрицательная обратная связь, позволяющая поддерживать правильное соотношение пронации и опускания.
В строении грудных мускулов всех исследованных представителей Eufalconimorphae мы обнаружили дополнительно крепление апоневроза глубокой части на противоположном крае плечевой кости – на биципитальном гребне. Когда плечевая кость излишне пронируется, эта ветвь сухожилия натягивается и останавливает дальнейшую пронацию. Опять имеет место отрицательная обратная связь.
Набор автоматических регуляторных механизмов, обнаруженных у представителей Eufalconimorphae в строении грудного мускула, говорит о высокой степени оптимизации их летательного аппарата.