Поэтика мистического в современном кинематографе (на материале «Девятых врат» Р. Полански и «Суспирии» Л. Гуаданьино)статья Исследовательская статья

Работа с статьей


[1] Чернявский И. Б. Поэтика мистического в современном кинематографе (на материале Девятых врат Р. Полански и Суспирии Л. Гуаданьино) // Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы. — Спутник+ М, 2020. — С. 99–107. Обращение к сверхъестественной тематике, мотивам и образности стало весьма распространенным явлением в современном кинематографе. Но, если массовое кино зачастую черпает из литературы и мифологии только некие страшные сюжеты и мотивы, например, о вампирах, восставших мертвецах, ведьмах или проклятом месте, то авторское кино выделяется, прежде всего, тем, что демонстрирует опыт мистического переживания. Ощущение мистического переживания создается благодаря особой атмосфере подобных фильмов, достигаемой с помощью всех элементов поэтики художественного произведения, начиная от цвета, операторских решений, музыкального оформления и заканчивая системой образов, мифотворчеством и интертекстом. Мистические искания и эксперименты оказались свойственны манере разных режиссеров второй половины XX в., например, И. Бергману, С. Кубрику, Д. Линчу, А.А. Тарковскому, Р. Полански и другим. В современном кинематографе достаточно показательны с точки зрения репрезентации мистики на разных художественных уровнях два фильма: Девятые врата Р. Полански (The Ninth Gate, 1999) и Суспирия Л. Гуаданьино (Suspiria, 2018). В обоих фильмах наряду с занимательным, отчасти детективным сюжетом, связанным с инфернальными силами, будь то оккультные сообщества или ведьмы, центральным является мотив инициации главного героя, в ходе которого он перерождается в новом качестве, открывая непознаваемые истины.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть