Исследование движений глаз у младших школьников с разным уровнем развития навыка чтениястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 28 октября 2020 г.
Аннотация:Работа посвящена исследованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста (8–9 лет) спомощью методов нейропсихологии и методов регистрации движений глаз. В ней анализируется,каким образом могут соотноситься особенности навыка чтения и предпочитаемая стратегия чтенияс особенностями когнитивной сферы детей и движений глаз, отражающих технические компоненты навыка чтения. В исследовании приняли участие 46 третьеклассников. Их чтение оценивалось спомощью методики чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием. На основании кластерного анализа продуктивности чтения эти дети были разделены на четыре группы, отличающиеся поуровню и качеству развития навыка чтения – 1 группа читала достаточно хорошо все типы слов,2 группа хорошо читала частотные слова и несколько хуже нечастотные; дети 3 и 4 групп удовлетворительно читали регулярные слова, чтение нерегулярных слов было значительно хуже регулярных у3 группы и недоступно детям 4 группы. Анализ особенностей движений глаз при чтении позволилпредположить, что дети с хорошим состоянием навыка в большей степени задействуют лексическую стратегию, а дети с относительно слабым развитием навыка чтения используют более сохранную у них сублексическую стратегию. При этом анализ межиндивидуальных различий слабых детейпоказал, что некоторые из них способны подключать в процесс чтения и дефектную лексическуюстратегию.