Аннотация:В статье предпринимается попытка анализа сонификации как способа представления информации на примере проекта «Listen to Wikipedia». В вводных параграфах дается краткая характеристика сонификации и зву- ковых интерфейсов, вводится понятие «сонификат», а также кратко обри- совывается состояние научной рефлексии вокруг практик сонификации. Затем мы перечисляем свойства слуха как первичного медиума, которые важны для понимания ограничений и особенностей функционирования звуковых интерфейсов. Среди этих свойств упомянуты панорамность, то есть целостность звуковой картины; высокая скорость обработки звуковых сигналов человеческим мозгом и относительная узость аудиального канала.Обращаясь к работам М. Шиона, мы выделяем три режима слушания: каузальный, семантический и редуцированный. Первый из них связан с нахождением (часто – зрительной локализацией) источника и опреде- лением его свойств исходя из свойств производимого им звука; второй – с интерпретацией звуковых сигнальных кодов; третий – с восприятием звучания как независимого, самодостаточного процесса. Выдвигается идея о том, что звуковые дисплеи могут обращаться к разным режимам слуша- ния и создавать таким образом различные эффекты на стороне пользова- теля. Немаловажной оказывается и способность слушателя переключаться между режимами. Далее обсуждаются генеративные принципы, лежащие в основе сонификации, и выносится на суд читателя тезис о том, что эти принципы вносят существенный вклад в коннотативные смыслы сонифи- кации. Последняя оказывается не только репрезентацией исходных дан- ных, но и своего рода метакомментарием к ним.В части, посвященной собственно проекту Listen to Wikipedia, перечисля- ются его основные характеристики: ресурс состоит из аудиального и визу- ального компонентов, которые не только синхронизированы во времени, но и частично воспроизводят характеристики друг друга. Так, круги, соответ- ствующие правкам, исчезают в том же темпе, что и диминуэндо соответ- ствующих нот в звуковом ряде, а более существенным правкам соответству- ют большего размера круги и более низкие ноты. Генерируемый в проекте сонификат может быть охарактеризован с точки зрения «среднего европейского уха» как «благозвучный»: в нем отсутствуют диссонантные сочетания, его темпоритм сомасштабен человеку, в нем звучат гармонирующие друг с другом инструменты. Википедия предстает перед слушателем как звуча- щее тело, колебания которого настраивают на созерцательный, медитативный лад, как гармоничная, чуждая конфликтности, инклюзивная и иммер- сивная среда.