Аннотация:Статья посвящена сопоставлению творческого опыта двух великих писателей ХХвека: Горького и Солженицына.Несмотря на противоположные политические и философские взгляды двух художников,принципиально различные писательские репутации,их объединяют и схожиечерты: это масштаб творческого наследия,наличие эпических,драматургических,лирических и лиро-эпических произведений,реализм,общие аспекты проблематики,одни и те же эпохи русской жизни,к которым они обращаются.Их объединяет еще и то,что их подлинный облик заслонен многочисленными мифами.В статье сопоставляются гражданские позиции писателей,анализируются их отношения с политической властью. Большое внимание уделяется проблематике их творчества,анализу созданных ими типов национальной жизни,принадлежащих одному историческомупериоду:последней трети XIX—первой трети ХХвеков. Однако наибольшее внимание уделяется трактовке обоими писателями такого важного аспекта исторического опыта ХХвека,как ГУЛАГ и тюрьма.Горький,вернувшись в СССР,испытывает интерес к «перековке»,«переделке» человека в ГУЛАГЕ;Солженицын делает ГУЛАГ одним из главных предметов своего изображения.При этом оба писателя видят в тюрьме позитивные стороны.С точки зрения Горького,советская пенитенциарная система перевоспитывает уголовников и политических противников советской власти,делая из них убежденных строителей коммунизма.С точки зрения Солженицына,тюрьма может дать личности позитивный опыт противостояния режиму. Таким образом,Солженицын опровергает социальные иллюзии Горького.В статье показывается, что главным корнем разногласий становятся принципиально разные философские воззрения двух художников.Горький является убежденным гуманистом,Солженицын же—религиозным мыслителем и писателем.