Личностные черты и интеллект как факторы успешности в школьном обучениистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 января 2021 г.
Аннотация:Представлены результаты анализа совместного влияния личностных черт Большой пятерки и флюидного интеллекта на общую академическую успешность, рассчитанную на основе оценок по математике, русскому языку и биологии. В работе также описаны результаты исследования половых различий по всем анализируемым признакам. В исследовании приняли участие 300 старших школьников из одной общеобразовательной организации в возрасте от 14,50 до 17,75 лет (среднее значение возраста – 15,99; 50,7 % юношей). Для диагностики личностных черт: нейротизма, экстраверсии, открытости опыту, сотрудничества и добросовестности – использовался опросник личностных черт «Revised NEO Personality Inventory» в русскоязычной адаптации. Флюидный интеллект измерялся с помощью теста «Стандартные прогрессивные матрицы». Данные обрабатывались методами однофакторного дисперсионного анализа, корреляционного анализа и моделирования структурными уравнениями при контроле пола и возраста. Согласно результатам дисперсионного анализа, среди личностных черт наибольшие половые различия с преимуществом девушек получены для открытости опыту с размером эффекта в 16 %, наименьшие – для нейротизма и экстраверсии (по 5 % дисперсии). По показателю флюидного интеллекта не обнаружено половых различий. Показано также, что половые различия в пользу девушек получены для всех показателей успешности в школьном обучении, основанных наоценках учителей: с наибольшей разницей в 11 % по биологии, с наименьшей – по математике (2 % дисперсии) и русскому языку (1 %). Согласно результатам структурного моделирования наилучшим образом описывает эмпирические данные теоретическая модель, согласно которой экстраверсия отрицательно, а открытость опыту положительно связаны с интеллектом, который, в свою очередь, вносит вклад в показатель общей академической успешности. В то же время, согласно этой модели, добросовестность является единственной из личностных черт Большой пятерки, которая вносит вклад в индивидуальные различия по академической успешности вне зависимости от уровня развития интеллекта. Эта модель совместного влияния личностных черт и интеллекта на успешность в обучении является универсальной и для девушек, и для юношей старшего школьного возраста. Результаты исследования интерпретируются в контексте инвестиционной теории и терминах компенсаторных механизмов развития психологических признаков.