Отношение потребителей к экономике совместного потребления в РоссиистатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена изучению основных характеристик экономики совместного потребления как одного из самых быстроразвивающихся секторов индустрии 4.0 в мире и в России. В связи с возрастающей ролью потребителя как одного из ключевых экономических агентов в экономике совместного потребления фокус исследования направлен на выявление причин, по которым потребители принимают решение участвовать в экономике совместного потребления. В рамках исследования проанализированы проблемы и перспективы развития экономики совместного потребления на российском рынке, а также выявлены драйверы и барьеры, с которыми сталкиваются потребители в этой сфере, принимая решение начать пользоваться сервисами совместного потребления. Для выявления факторов, определяющих поведение потребителей экономики совместного потребления в России, проведено количественное исследование, выборка которого составила 2573 респондента. Анализ эмпирических данных позволил выявить шесть основных факторов участия пользователей в экономике совместного потребления с позиции потребителя: (1) отношение к экономике совместного потребления, (2) сложность перехода к экономике совместного потребления, (3) воспринимаемый риск, (4) роль собственности, (5) влияние референтных групп, а также (6) гигиенические аспекты экономики совместного потребления. В результате кластерного анализа были выделены три кластера потребителей: (1) потребители, нейтрально относящиеся к экономике совместного потребления; (2) скептически настроенные потребители; (3) компетентные потребители. Полученные результаты представляют интерес как для исследователей, так и для практиков в сфере управления, так как позволяют сделать вывод о проблемах и перспективах развития экономики совместного потребления в России на основе анализа сдерживающих развитие отрасли факторов (барьеров) и стимулирующих развитие факторов (драйверов) с учетом особенностей поведения российских потребителей экономики совместного потребления.