Образовательные траектории выпускников школ российского промышленного регионастатья
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 февраля 2021 г.
Аннотация:Аннотация. Введение. Актуальность исследования определяется необхо-димостью поиска конструктивных решений проблемы образовательного пере-хода молодежи из учреждения общего среднего образования в систему высшегообразования и выработки комплекса мер, которые бы стимулировали большуючасть молодых людей оставаться в регионе проживания и ориентироваться наполучение специальностей, востребованных местным рынком труда.Цель исследования – выявление образовательных планов выпускниковшкол и особенностей вхождения молодых людей в систему высшего образова-ния региона. В качестве индикаторов рассматриваются доступность образова-ния и миграция молодежи на этапе перехода из системы среднего образованияв высшую школу.Проблемная ситуация заключается в миграции молодых людей из регио-на проживания в крупные университетские центры. Это приводит к изменениюдемографической ситуации регионов и оттоку наиболее способных и подготов-ленных выпускников.Материалы и методы исследования. Использованы данные проведенно-го авторами социологического исследования «Комплексный анализ системы об-разования Кемеровской области», в рамках которого методом анкетирования,реализованного с помощью платформы Google forms, были опрошены выпуск-ники школ (787 девятиклассников, 338 одиннадцатиклассников) и их родители(520 человек). Опрос охватил 18 школ, расположенных во всех районах областии во всех типах поселений. На этапе анализа данных в функциональной средеSPSS 25 были обработаны первичные данные и представлены результаты ме-тодами описательной статистики; проведен углубленный анализ эмпирическойинформации многомерными методами аналитической статистики, включаякритерий значимости χ2, процедуры факторного и корреляционно-регрессион-ного анализа (p < 0,001).Результаты исследования и научная новизна. Выявлены перспективныепланы выпускников школ промышленного региона России; изучены мотивы иаргументация их выбора; определены факторы, влияющие на этот выбор. В ка-честве возможных мер по преодолению оттока молодых людей из регионов ав-торы предлагают рассматривать целевое обучение, работу с талантливой моло-дежью, организацию взаимодействия на уровне «работодатель – школа – вуз»,различные формы сетевого взаимодействия вузов, а также современные формыпривлечения студентов в комфортную образовательную среду университета, со-здание условий не только для обучения, но и для досуга, саморазвития, реализа-ции непрерывного образования.Практическая значимость. Результаты исследования будут полезныспециалистам в области проблем образования, изучения и анализа миграцион-ных настроений молодежи, аналитикам рынка труда, представителям органовуправления образованием и региональной администрации. Инструментарий ис-следования может быть использован при анализе образовательной миграции иизучении профессиональных траекторий выпускников школ регионов России.Планируется распространить данный опыт изучения системы образования нанаиболее проблемные в плане образовательной миграции регионы РФ с цельюпредложения им возможных путей оптимизации этого процесса.Ключевые слова: образование, выпускник, миграция, траектория,регион,школа.