Влияние приработки на коэффициент трения углеродных композитных материалов авиационных тормозовстатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 февраля 2021 г.
Аннотация:Исследовано влияние приработки на трибологические свойства фрикционных углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) применяемых при производстве авиационных тормозных дисков. Для исследований были выбраны три группы фрикционных материалов, отличающиеся армированием пековой матрицы. Первая и вторая группы образов были изготовлены из углеродного композита марки “Термар” на основе дискретного графитизированного волокна и отличались между собой длинной филаментов в готовом материале. Третья группа образцов была изготовлена из композита на основе карбонизированного волокна. Коэффициент трения скольжения определялся на трибометре по схеме контакта пальчик-диск при комнатной температуре 23 °С по методике двухфакторного планированного эксперимента в диапазоне нормальных давлений 2-22 МПа и скоростей скольжения 0,03-0,30 м/с. Изучение третьего тела на дорожке трения проводилось методом Рамановской спектроскопией с использованием возбуждающего зелёного лазера с длиной волны 532 нм. Полученные результаты показывают, что приработка исследуемых УУКМ материалов приводит к росту коэффициента трения, за счет появления на дорожке трения третьего тела из тонкого слоя частиц износа. Методом Рамановской спектроскопии было показано, что третье тело в основном содержит углеродные волокна. В работе продемонстрированы перспективы по улучшению фрикционных свойств УУКМ за счёт повышения трибологических свойств углеродных волокон используемых при изготовлении композитов.