Аннотация:Настоящая научно-методологическая статья будет интересна и полезна профессионалам целого ряда психологических и психолого-педагогических специальностей, а прежде всех — социальным и спортивным психологам. В данной статье детально рассмотрена надёжная диагностическая методика, применяющаяся в спортивной области психологической, педагогической и социальной практики, осуществляемой в ходе проведения разнообразной образовательной, развивающей, фор-мирующей спортивной деятельности с детьми, подростками, и в юношеском спорте.Посредством этой методики социально-психологически и психосоциально диагностируются и «опредмечиваются» разнообразные межличностные отношения (отношения межличностной значимости) в следующих социальных аспектах: «личность ↔ личность», «личность ↔ микрогруппа», «личность ↔ малая группа», «личность ↔ средняя группа», а также внутригрупповые и межгрупповые отношения, проявляющиеся и выражающиеся на всех указанных уровнях общения и взаимодействия людей, включая широкую область спорта.Применяя подробно рассмотренную в настоящей статье методологию, эффективно осуществляют свою профессиональную деятельность различные отечественные специа-листы, профессионально работающие с детьми, подростками и юношеством в большой сфере детского и юниорского спорта.Таким образом, настоящая научно-методическая статья посвящена профессиональной социально-психологической практической диагностике, в спортивной сфере, различных детско-подростково-юношеских групп, коллективов и объединений (спортивных кружков, спортивных секций, спортивных команд, спортивных сборных команд и т.д.).В связи с обширным распространением в теории и на практике проанализированных в настоящей научно-практической статье вопросов, представленное в ней информационное содержание опирается на развёрнутый список профессиональной по смыслу литературы.