Аннотация: Часто высказываемое мнение о падении качества образования в нашей стране, к сожалению, отражает реальную картину происходящего в этой сфере. Уровень подготовки молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения, понизился настолько, что этого не может заметить только слепой и глухой преподаватель. С другой стороны, явно упало и качество преподавания наук в наших вузах.
Все это является закономерным следствием деградации российского общества и государства, продолжающейся уже два десятилетия. Экономика, правовая и политическая система современной России подчинены низменным, эгоистическим целям узкой группы людей, стремящихся любыми способами, даже ценой разрушения общества, сохранить за собой государственную власть и контроль за основными материальными ресурсами страны. По этой причине в России нет спроса на образованных, талантливых людей, профессионалов в той или иной сфере деятельности. Результатом такого положения стало катастрофическое падение престижа образованности в современной России. Поэтому все вузы и крупнейшие университеты страны во многом перестали быть образовательными учреждениями, но превратились в значительной мере в особого рода клубы, в которых молодые люди просто проводят время, или спасаются от армии. Учеба стала чисто формальным процессом, как правило, не требующим от учащегося сколько-нибудь серьезного приложения сил.
Введение оценки знаний при выпуске из средней школы посредством ЕГЭ только укрепило эту плачевную тенденцию. Распространение этого нововведения на вузы окончательно разрушит всю систему подготовки в них. Она предполагает развитие ума, способности к самостоятельному мышлению, между тем как ЕГЭ предполагает проверку лишь знания отрывочных сведений.
Вместе с тем надо признать и экзамен в вузе в значительной мере перестал быть объективным способом оценки уровня подготовки студентов. Поскольку знания, профессионализм, ум, талант не имеют в современной России какого-либо значения для карьеры, то цель учебы сводится у большинства студентов исключительно к получению положительных оценок и соответственно диплома об окончании вуза. И для достижения этой цели используются любые, причем самые мерзкие приемы. Многие студенты с помощью своих родителей и родственников разворачивают настоящую войну за оценки. На преподавателей оказывается давление в самых различных формах с целью добиться от них выставления нужных оценок. Распространенным явлением в вузах стали просьбы поставить тому или иному студенту положительную оценку, причем нередко с ними обращаются к преподавателю не только руководители вуза, но и его коллеги.
В этих условиях бессмысленным является разговор о критериях оценки знаний студентом по тем или иным наукам. Прежде чем говорить об этом, необходимо навести в вузах элементарный порядок в сфере поступления на учебу и приема экзаменов. Но такой порядок не наведешь до тех пор, пока общество будет пребывать в том состоянии, в котором оно сейчас пребывает. Если это состояние характеризовать одним словом, то надо сказать — наше общество переживает самую грандиозную катастрофу во всей своей истории — катастрофу, охватившую государственность, правосознание, социо-нормативную культуру, человеческую личность. Распад системы образования, который уже стал общепризнанным фактом, лишь одно из проявлений этой катастрофы.