Фасадная декорация палеологовских храмов Салоник: специфика и эволюция локального методастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 августа 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена особенностям палелоговского стиля архитектуры Салоник в одном из его аспектов. На основе анализа подходов к организации фасадов, иконографических и композиционных особенностей фасадного декора, предпринимается попытка уточнения локальной специфики салоникского зодчества и установления закономерностей его развития. Среди основных особенностей, формирующих архитектурную идентичность Салоник, названы: сочетание столичной и провинциальной традиций, переосмысление и комбинирование ретроспективных элементов в русле актуальных стилистических тенденций, укорененность в традициях византийского зодчества и неприятие западноевропейских стилистических элементов. В своем развитии салоникская архитектура прошла два этапа, каждый из которых отмечен обращением к традициям предшествующих периодов. Первый этап (конец ΧΙΙΙ – первая треть XIV) характеризуется интенсивной разработкой местного варианта палеологовского стиля из сочетания традиций Константинополя, Эпира, Никеи, Северной и Южной Греции. Эти поиски осуществляются на основе одного типологического варианта и демонстрируют три разных подхода к организации фасадов в сочетании столичной и провинциальной стилистических парадигм – вертикальной и горизонтальной систем артикуляции, архитектурного декора и ретроспективного арсенала керамопластических декоративных элементов. Памятники второго этапа (1350-е – 1378 гг.) отмечены большим типологическим разнообразием и обнаруживают тенденцию к воспроизведению и интерпретации местных архитектурных моделей первой трети века. Динамика развития салоникской архитектуры не позволяет охарактеризовать этот центр как консервативный, и ретроспективизм палеологовского зодчества Салоник представляется, в большей степени, творческим методом местных мастеров, чем качественной характеристикой их произведений.