Аннотация:Применение нового метода мозговой локализации электрической активности по данным ЭЭГ «виртуально имплантированный электрод» позволило в очищенном виде выявить активность ряда структур, в том числе такой глубинной структуры, как гипоталамус. В результате это позволило исследовать его роль, а также роль 29 различных областей мозга в механизме эмпатии. Целью работы было показать, что гипоталамус не только участвует в регуляции эмоций и высших функций, но и при сознательно инициированных усилиях сочувствия по сравнению с переживанием «от первого лица». Участники ЭЭГ эксперимента наблюдали за двумя персонажами, играющими в игру «камень-ножницы-бумага» (было 6 вариантов исходов, сопровождающихся изменением выражения лица этих персонажей). В первой серии участник должен был делать ставку на одного из персонажей, т.е. был заинтересован в исходе игры, а во второй, он должен был выбрать одного из них и, представляя его близким себе человеком, сопереживать ему. Вызванные потенциалы (ВП) были проанализированы во время представления исходов в течение времени от 200 мс до 500 мс после стимула. Участниками ЭЭГ-эксперимента были 16 человек (средний возраст = 19,6, SD = 1,8, 6 женщин, 10 мужчин). Кроме того на выборке из 55 участников (28 женщин и 27 мужчин, включая участников ЭЭГ-эксперимента) на основании опроса по специальным психологическим тестам были исследованы половые и личностные особенности проявления эмпатии. В результате показано, что мужчины и женщины достоверно (p<0.05) различаются по фактору «Публичность» (мужчины более публичны, чем женщины) и по фактору «Эмоциональное просоциальное поведение» (женщины более эмоциональны, чем мужчины). В связи с этим сравнение ВП между ситуациями эмпатии и опытом «от первого лица» было выполнено отдельно для реакций мужчин и женщин. Были обнаружены специфичные для пола изменения во взаимосвязях между различными структурами мозга, которые характерны для эмпатической реакции по сравнению с реакцией от первого лица. Гипоталамус более активно участвует в неспецифической регуляции познавательной деятельности в задачах, вызывающих повышенный личный опыт, который более выражен у мужчин, а проявление эмпатии ведет к его меньшей активности.