Место издания:http://see-congress.com/ru/see-2016-abstracts
Аннотация:Сложность пребывания в “сетевой” культуре вынуждает формировать среду для профессиональной межпредметной инновационной деятельности – интеллектуальное рабочее место инженера (ИРМИ). Это система искусственного интеллекта, сочетающая исследовательскую работу и непрерывное обучение посредством динамической личностной онтологической базы знаний (БЗ). Предложена технология универсального обучения (УО) – познания – самосозидания субъекта, развивающая его рациональное сознание. Она основана на соображениях глоттогонии математического языка и применении системного аксиоматического метода моделирования. Самоорганизация второго сознания является целью УО, достигаемой оснащением мыслекода индивида языком категорий. Этот язык позволяет опознавать смыслы предельных математических абстракций, восстанавливать их очевидность и, как следствие, содействовать пониманию учебного материала. УО является стратегией подготовки профессиональных кадров в условиях системно-информационной культуры (С-ИК), которая должна учитываться при решении тактических задач образования.
Наблюдаемая когнитивная революция сопровождается интеграцией науки и образования, созданием и распространением систем искусственного интеллекта, инженерией знаний. Третий мир документов, хранящихся в междисциплинарных электронных библиотеках (МБ), стал de facto образовательным пространством (ОП) индивида. Инженер мира-системы вынужден иметь дело с комплексом научно-технических и фундаментальных знаний наук о живой и неживой природе. Освоение наукоёмкого междисциплинарного знания невозможно без понимания смыслов С-ИК, которое может дать только трансфундаментальная подготовка. УО стало возможным благодаря созданию информационных технологий, инструментальных систем компьютера и доступу к МБ. В условиях С-ИК востребован универсальный профессионализм инженера, развиваемый на базе главной для сетевой культуры, рациональной, составляющей сознания.
Технология УО использует смыслы филогенеза для восхождения к всеобщему знанию как образу предельных математических абстракций. Реализация УО основана на применении интеллектуальной обучающей системы (ИОС) в форме компьютерного места учащегося, на котором формируется и поддерживается БЗ. Оперативная и адаптивная помощь со стороны ИОС необходима при изучении ноосферы. БЗ служит фильтром любого учебного материала, выделяющим филогенетические смыслы культуры за счёт целостности ОП третьего мира. УО даёт общий рациональный язык мышления. Кроме того, язык категорий может служить средством точной междисциплинарной коммуникации.
В докладе приведён пример работы с БЗ. В рамках категорной модели линейной алгебры опознаётся смысл тензорного произведения модулей. Прослежена специализация этой универсальной конструкции применительно ко многим разделам математического анализа.