Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучениястатья
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 марта 2022 г.
Аннотация:В период вынужденного перехода университетов по всему миру в формат онлайн-обучения выросла востребованность цифровых сервисов свободного доступа. Появилась уникальная возможность дополнить и развить теоретические и методологические положения онлайн-обучения на основе анализа эмпирических результатов, характеризующих актуальность и эффективность отдельных элементов цифровой среды. Свободно распространяемые образовательные материалы в Интернете являются элементом цифровойсреды, которые объединены в понятие «открытые образовательные ресурсы» (ООР). Цельисследования состоит в оценке актуальности ООР для преподавателей, систематизацииосновных способов работы с ними, выявлении мотивов и барьеров при разработке ООР.Проведённое среди преподавателей российских вузов исследование показало высокую важность и ценность ООР для их учебно-методической деятельности по созданию и развитиюсодержания учебного предмета в цифровой среде. Больше половины преподавателей создают и распространяют авторские материалы в Интернете для удобства своих студентов.Преподаватели и студенты свободно обмениваются учебными материалами с использованием разнообразных веб-сервисов. В условиях быстрой смены формата обучения с очногона онлайн, а также возрастающих требований к преподавателям и содержанию обученияООР становятся ценным ресурсом образовательной деятельности. Анализ нормативноправового регулирования выявил отсутствие политики в сфере ООР в российских вузах,что является одним из барьеров по созданию ООР. Полученные результаты исследованияпозволили предложить рекомендации по развитию ООР в сфере высшего образования: закрепить понятие ООР в нормативно-правовой базе образования, обеспечить методическуюи правовую поддержку для создания и использования ООР преподавателями, провести информационную кампанию по раскрытию перспектив и преимуществ использования ООР в высшем образовании.