Метафорический фрейминг в медиатекстах и коммуникации о депрессии: результаты контент-анализа и экспериментастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:В статье приводятся результаты анализа метафорических моделей, использованных в публикациях федеральных СМИ за период 1 декабря 2018 —1 декабря 2019 г. для описания депрессии. На основании контент-анализа мы делаем вывод, что наиболее часто журналисты обращаются к таким областям–источникам для метафор, как «пространственный низ» и «враг».
В экспериментальном исследовании мы проверили, способны ли эти метафоры вызывать фрейминговый эффект. Оказалось, что добавление метафоры
«болото» в сообщение о депрессии изменяет восприятие этого феномена, усиливая убежденность респондентов в том, что при депрессии нужно обращаться за помощью и что при депрессии помогает психотерапия. Также данная метафора снизила среднюю величину штрафа, которую респонденты
назначили бы сотруднику за пропуск работы из-за депрессии. Однако данные эффекты были выявлены на группе респондентов 18–35 лет (N=330).
В группе респондентов старше 35 лет (N=214) наблюдался другой эффект: влияние обеих метафор (и «враг», и «болото») проявилось лишь в ответах на
вопрос о том, помогает ли при депрессии медикаментозное лечение, снизив по нему средние оценки. Таким образом, мы пришли к выводу, что метафоры,используемые журналистами в коммуникации о психических расстройствах, влияют на суждения аудитории относительно этих феноменов, причем результат такого влияния зависит не только от семантики метафоры, но и от демографических характеристик аудитории (например, возраста).