Аннотация:В статье, на основании анализа собственной практики консультирования детей и родителей, авторы описывают пять типичных семейных систем, в которых развитие личности ребёнка сдвигается в направлении нарциссического. Анализируя характер детско-родительских отношений, авторы приходят к выводу, что нарциссическое складывается в результате искажения процесса индукции самоценности. Когда в родительском отношении превалируют: 1) манипулирование ребёнком вместо уважительного внимания; 2) балование вместо справедливого отношения; 3) внушение ребёнку чувства собственной исключительности вместо установки признания ценности, – это приводит к вероятному появлению нарциссических черт, ядер, потоков или – при высокой интенсивности патологической коммуникации – к личностному расстройству, знакомому психотерапевтам по таким признакам как эгоцентризм и отсутствие сопереживания и интереса к чувствам других, невыносимость критики в свой адрес, потребность в постоянном внешнем признании своей исключительности, внутреннее переживание скуки, пустоты, и т.д. В завершении статьи авторы более детально рассматривают психопатогенез нарциссического в привязке к возрастам дошкольного детства.