Аннотация:В свете такого направления социологии, как «социальная структура, социальные институты и процессы» (22.00.04) актуально рассмотрение такого фундаментального социального института, как образование. В статье проанализирован процесс развития образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX- начале XX веков и рассмотрена экстраполяция исторических сведений на современное состояние российского общества, которое характеризуется пристальным вниманием государства к системе образования, так как именно от уровня образования зависит будущее благополучие общества. Представлена общая картина системы образования на названной территории: училища и церковно-приходские школы, заводские училища и школы грамоты, малые народные училища и бесплатные народные библиотеки. Авторы использовали следующие методы исследования: исторический, социологический, количественные метод анализа данных (одномерный статистический анализ), проведя глубокий анализ источниковой базы исследования: проанализированы работы Веселовского Б., Крашенинникова В.В., Смоляковой Г., материалы государственных архивов Брянской и Орловской областей. Результаты проведенного исследования состоят в том, что в статье характеризуется план введения всеобщего начального образования в Брянском уезде, описываются распорядок обучения и его условия, обеспеченность учебными материалами, роль школы в культурной политики на селе. Результаты историко-архивного исследования могут быть применимы в таких отраслях знаний, как региональная история, история образования, историческое краеведение, социология. Материалы статьи могут быть использованы в своих исследованиях учащимися средних образовательных школ, студентами средних и высших учебных заведений, аспирантами, преподавателями, научными работниками гуманитарных специальностей.