Аннотация: Диалоги «взрослый-ребенок» изучены достаточно хорошо, что позволило выявить в иерархической структуре диалога предметно-содержательный аспект как главный, направляющий, а также предложить типологию диалогов по разным основаниям (Базжина 1992, 2009; Казаковская 2006). Однако недостаточно изученной (и достаточно трудно изучаемой) представляется проблема коммуникации взрослого с довербальным ребенком, хотя приоритет когнитивного развития ребенка над вербальным является для онтолингвистики аксиомой, а мысль Р. Якобсона о том, что «сфера нашей декодирующей деятельности шире нашей кодирующей способности» превратилась в лингвистический постулат, поддержанный опытом каждого. В статье приведены результаты лонгитюдных исследований коммуникативной ситуации «взрослый-ребенок» с описанием действий ребенка как его "ответной" реплики.На основании изучения материалов диалогов взрослого с довербальным или «слабовербальным» ребенком можно составить словарь понимания, который является «пассивным» только с точки зрения общей лингвистики. Что касается онтолингвистики, то этот словарь «реплик-действий» позволяет очертить границы мира ребенка. Точное наблюдение Р.Якобсона о том, что «для ребенка мир кончается детской, а всё, что вне, мыслится по аналогии», открывает перспективу моделирования «мира детской», так важного в понимании вектора базовых аналогий взрослого сознания, проецирующего новое и неизвестное на мир раннего детства. 14618 зн