Аннотация:Понятие «дискурсивные практики» за последние годы стало чрезвычайно популярно. Оно используется при характеристике новых теоретических подходов к изучению социальной реальности, выражает зачастую принципиальный отказ от утвердившихся мыслительных схем, свидетельствует о поиске новых парадигмальных ходов мысли. К дискурсивным практикам относят также различные формы конструирования реальности на основе лингвистических ресурсов. Отмечается, что именно язык выступает средством конструирования наличной действительности. Дискурсивные практики наследуют разнообразные духовные традиции, имеющие отношение не только к европейской, но и восточной культуре. Известная парадоксальность прежних практик в том, что они нацелены не на изменение внешних условий, а на заботу о самом себе. В древнегреческой педагогической традиции «забота о себе» была связана с институциональными образовательными практиками, а в римской - с практиками самообразования. Подвергая глубокому осмыслению античные традиции, М. Фуко обосновал тезис о том, что «забота о себе» не предполагает индивидуальной отчуждённости и «огороженности». Дискурсивные практики укоренены и в социальных процессах. В статье анализируются новые дискурсивные практики, получившие распространение в современной философской антропологии. Наблюдаются радикальные перемены в статусе этой философской дисциплины. Логическое прослеживание тезиса М. Фуко о «смерти человека» по сути подвергло критике философское постижение человека. Радикальный отказ от достижений классической антропологии разрушил преемственность в эволюции философского толкования человека. Автором делается попытка вернуть в понятийный строй философской антропологии понятие «человеческой природы». Значительное внимание уделено становлению синергийной антропологии.