Аннотация:В статье анализируется феномен абсолютного и относительного пространства-времени, их модификаций в музыкальной культуре ХХ в., актуализируется понятие музыкального времени как такового в философско-эстетическом и музыкальном контексте феноменологических стратегий авангардной темпоральности. Актуальность темы обусловлена ее недостаточной изученностью в рамках современной эстетики и музыкознания. Цель исследования заключается в раскрытии фундаментальных процессов функционирования музыкального времени. В ходе исследования авторами решались следующие задачи: показать музыкальный смысл как упорядочивающее отношение звучания ко времени и времени к звучанию; выявить хронотопическое представление смысла в процессе интерпретации музыки; проанализировать музыкальный образ как конкретизацию «фигуры» смысла в ее уникальном композиционном воплощении. Гуманитарная наука пыталась и пытается прийти к наиболее объективному и общезначимому пониманию феномена «время», хотя сегодня особенно настойчиво повторяется мысль о том, что полностью избавиться от субъективизма при обсуждении любого понятия невозможно: любые представления об окружающем мире проходят через субъективный фильтр сознания человека. Для художественного времени - для воспроизведения и осмысления времени в искусстве, можно сказать, для онтологии и гносеологии времени в искусстве - этот фильтр является главным.