Аннотация:Исследовательская деятельность школьников рассматривается как фактор, способствующий развитию самостоятельного мышления, субъектности и креативности как характеристик проактивной личности. Развивается тезис о том, что подготовка талантливой, мотивированной к исследовательской деятельности молодежи является важным условием решения задач социального развития, определяемых императивом инновационности. На основании философского анализа оцениваются особенности современной социокультурной ситуации и процессов цифровой социализации как контекстов образовательных отношений. Обосновывается значение развития исследовательской деятельности школьников как элемента стимулирующей творчество образовательной среды. Рассматривается влияние исследовательской деятельности на развитие интеллектуальной культуры молодёжи, способности к самодетерминации и саморегуляции как условий личностного роста. Подчёркивается значение освоения элементов методологии научного исследования для достижения метапредметных результатов образования.