Аннотация:Одно из магистральных направлений в театральном искусстве XX века связано с возрождением ритуальных практик и поисками «нового мифа», что в полной мере проявилось в концепции «театра жестокости» А. Арто. Миф для Арто – одновременно цель и средство невербальной коммуникации со зрителем: создавая новый миф, театр обнажает и побеждает недуги совре- менности; воскрешая древний, становится проводником первичных, мета- физических «сил» «великих культур». Наиболее близкими своей концепции Арто находил культуры мезоамериканские: показательно, что первым спек- таклем «театра жестокости» должна была стать четырехактная драма «Завоевание Мексики» (1933). В этой перспективе особую ценность обретает тот факт, что в ноябре 1930 г. М.А. Астуриас печатает по-французски статью-манифест «Размышления о возможности создания американского театра в индейском духе», в которой предвосхищает идею Арто о необходимости театрализации мифа. Изложенная в манифесте программа реализуется в заключительном тексте второго, расширенного издания «Легенд Гватемалы» (1948) – драме «Кукулькан». Обосновавшись в Париже с 1924 г., Астуриас воспринимал те же эстетические импульсы, что и Арто: сюрреализм, аван- гардное кино, «Русские балеты», примитивизм во всех его формах, – но их оценки и ориентиры не всегда совпадали. Параллельное чтение манифеста и парижских хроник позволяет определить, какую роль сыграл контекст в формировании театральной теории Астуриаса, основные положения которой изоморфны принципам Арто: акцентирование цвета и диспропорций в декорациях, упразднение сцены, использование масок, формализация жестов, стремление освободить сценическую речь от риторики и сообщить слову религиозную силу. Однако к общей цели они идут разными путями: миф в театре Астуриаса актуализируется не в трагически-ритуальном, а в игровом модусе и не только мизансценическими средствами. Миф для Астуриаса – прежде всего унаследованный язык, поэтому ход действия в «Кукулька- не» определяет речь, «сила Слова», в соответствии с индейской философией.