Аннотация:АННОТАЦИЯ: Автор рассматривает образование (в единстве обучения, воспитания и просвещения) в контексте марксистской социальной философии и, в первую очередь, проблем прогресса человека и общества, социального отчуждения и разотчуждения. Показывается, что образование может играть роль катализатора общественного прогресса, а может быть и сферой, усиливающей регресс общественной системы. Образование может снимать, а может и усиливать социальное отчуждение, в частности в современном обществе. С одной стороны, система образования формируется под влиянием определенных общественных отношений, а с другой, она может сама влиять на их развитие, содействуя свободному, всестороннему и гармоничному развитию личности или противодействуя (не содействуя) последнему. В современной системе общественных отношений позднего капитализма первым шагом к реализации первого тренда может стать противодействие таким регрессивным процессам в образовании, как коммерциализация, бюрократизация и финансиализация.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общественный прогресс, общественные отношения, образование, воспитание, тип личности, социальное отчуждение, разотчуждение.