Аннотация:Модель творческого человека может быть построена только на основе внутридисциплинарного и междисциплинарного взаимодействия.
В качестве методологических оснований модели творческого человека можно предложить следующие положения: из неоклассики и Новой институциональной экономической теории – предпосылку о максимизации полезности, если понимать ее как реализацию творческого замысла; из Новой институциональной экономической теории – предпосылку об ограниченной рациональности, модифицировав ее в предпосылку о единстве рационального и иррационального в творческом поведении; из теории экономической сложности – предпосылку о балансе индивидуальных и общественных интересов, единстве методологического индивидуализма и методологического холизма, а также принципы нелинейности, разнообразия и самоорганизации.
Включение мотивации в качестве методологической предпосылки модели творческого человека во многом способствует более точному объяснению, регулированию и прогнозированию поведения при решении практических задач. Модель творческого человека соответствует личности нового типа, способной адекватно отвечать вызовам времени. Комплексная оценка роли и места оппортунизма в такой модели способствует не только наиболее эффективному его регулированию, но и указывает на значительные перспективы использования трудового потенциала в новой экономической реальности.
Реализация модели творческого человека на практике возможна только при условии непрерывного образования в течение всей жизни. А для полномасштабной реализации потенциала непрерывного образования как основы благополучной жизни и достойного труда, преодоления социально-экономического неравенства и обеспечения активного долголетия, а в целом – осуществления концепции Будущего сферы труда, необходимо дальнейшее развитие образовательных программ, направленных на различные категории обучающихся и позволяющих не только повысить квалификацию в своей профессии, но и усилить конкурентоспособность на рынке труда в целом.
Модель творческого человека заставляет пересмотреть представления о неразрывной связи работник-работодатель, повышающей мотивацию и производительность труда. Если организация ставит своей задачей поиск кандидатов с высоким уровнем креативности, умеющих принимать решения в условиях неопределенности, быстро адаптирующихся при изменении ситуации и готовых к постоянному обучению, то выбор кандидата с длительным опытом работы в определенной сфере или профессиональной категории может оказаться неоптимальным. Это не означает, что выбор кандидата с разнообразным опытом свободен от рисков, например, связанных с низкой приверженностью и лояльностью к организации. Но для творческого человека, прежде всего, важно его дело, конкретный проект, который он выполняет, независимо от заказчика и формы занятости.
В то же время для творческого человека имеет важное значение фактор доверия, важным инструментом которого является социальный диалог.
Социальный диалог призван способствовать росту доверия среди социальных партнеров, смягчать воздействие пандемии на образование и профессиональную подготовку, создавать условия для обучения в течение всей жизни, защищать трудовые права и возможность для реализации потенциала творческого человека, создавать более благоприятные возможности для женщин и мужчин в целях обеспечения достойной занятости и доходов, расширять сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех.
Что касается будущего рынка труда и роли в нем творческого человека, то в этой области произойдут кардинальные изменения. Уже сейчас благодаря пандемии произошло резкое расширение удаленного формата работы, а часть специалистов останется на дистанционной занятости на постоянной основе; произошел резкий рост цифровизации и автоматизации; мобильные рабочие места получили широкое распространение – наблюдается переход от «open space» к «coworking»; укоренился ненормированный рабочий день, размылись границы между временем работы и временем досуга.
То, что долгое время было лишь в планах и проектах в течение полугода стало реальностью, и это требует переосмысления и разработки современных адаптационных программ и подходов для развития и совершенствования сферы труда и реализации потенциала творческого человека.