Аннотация:Традиционно импрессионистический период в творчестве Дюшана оценивается как сугубо ученический, лишь подводящий к еще одному периоду — фовистско-сезаннистскому — за которым уже формируется живописная система, которая привела к таким значимым произведениям, как «Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2» и другим, ставшим последними примерами творчества Дюшана-живописца. Таким образом, его импрессионистические этюды понимаются как не стоящая особого внимания проба пера. Между тем, все сохранившиеся произведения, написанные в импрессионистической манере, датируются 1902 — 1908–1910 годами — достаточно длинным отрезком времени, в который Дюшан с перерывами возвращался к импрессионизму все снова и снова, при этом критикуя его (согласно поздним интервью художника). Таким образом, импрессионизм оказывается для Дюшана важнейшей точкой отсчета, но, в отличие от подавляющего большинства других мастеров авангарда, импрессионизм в его творчестве нельзя рассматривать как основу, на которой будут строиться уже следующие прогрессивные системы искусства. Оценивая импрессионизм крайне отрицательно, Дюшан развил из этого суждения свою концепцию «ретинального искусства», которое знаменует собой не начало нового (как для других представителей авангарда), а конец старого искусства.