Место издания:Российский институт истории искусств Санкт-Петербург
Первая страница:112
Последняя страница:133
Аннотация:Одним из факторов, раскрывающих специфику отношений «Человек-Природа» в традиционных музыкальных культурах, является механизм «идентификация – обособление». На материале якутской хомусной традиции, искусства кая и исполнительства на топшууре у алтайцев-теленгитов, хакасской чатханной музыки, игры на бубне в культуре коряков, хакасов, якутов и других народов Сибири автор рассматривает, как действие данного психологического механизма влияет на творчество этнических музыкантов. Идентификация с Природой находит отражение в ее сакрализации, в преобладании контонационного и обрядового компонента в музыкальном творчестве, в формировании на основе локальной природы музыкально-художественной этнопоэтики в сонастраивании с геофонией, биофонией, анимофонией и в учете последствий музыкального воздействия на них, в естественности ритмов и живом звуке, в использовании материалов местной природы для изготовления музыкальных орудий и инструментов как средств укрепления сакральной связи с локальным космосом. Обособление от Природы проявляется в первенстве интонационного компонента музыкального творчества, в динамичном развертывании музыкального текста, в доминировании художественно-эстетических целей над обрядовыми, в формировании на основе локальной природы музыкально-художественной этнопоэтики без сонастраивания с геофонией, биофонией, анимофонией и без учета последствий музыкального воздействия на них, в искусственности ритмов и звуков, в использовании практичных синтетических материалов в качестве деталей инструментов для сценической практики. Психологический механизм «идентификация – обособление» дает основу для интерпретации традиционного инструментализма и музыкального фольклора, специфики музыкального мышления и способа организации музыкального текста как в условиях традиционной культуры, так и в современных этнических обществах, находящихся в ситуации транзитивности.