Аннотация:Статья посвящена современным проблемам высшего образования в контексте мировых трендов. В статье представлена современная типология университетов, возникшая по аналогии с этапами развития интернет-технологий от 1.0 до 4.0, показаны их основные особенности и социокультурные функции, продемонстрированы «болевые точки» и достижения высшего образования в рамках представленной типологии, выявлены некоторые особенности становления и развития инновационных университетов 3.0 с акцентированием важности формирования у студентов предпринимательского мировоззрения, очерчены основные тенденции современности, влияющие на формы и содержание образования, связанные с применением цифровых форм и способов обучения сегодня, особенности их реализации, на примере первого в мире университета-стартапа модели 4.0 - Minerva, занятия в которой проводятся только в онлайн форме. Ключевые слова: современная типология университетов, инновационно-предпринимательский университет, цифровой университет, основные социокультурные функции университетов, Minerva - университет 4.0.