Аннотация:Цель. Осветить механизм и причины формирования поведения жертвы у лидера, а также зафиксировать наличие роли жертвы в социальной роли лидера. Процедура и методы. Автором проведён анализ теоретических взглядов на структуру качеств лидера и эксперимент с 30 группами студентов различных специальностей, обучающихся по направлению педагогическое образование в МГОУ, по выявлению стереотипных представлений об идеальном лидере, а также анализ взглядов на формирование поведения жертвы, эксперимент был проведён в 2018–2019 и 2019–2020 учебных годах и содержал вопрос о представлении студентов о характеристиках идеального лидера. Результаты. Проведённый анализ показал, что представления о лидере являются кросс-культурным и кросс-временным явлением. Ситуация, в которой активизируется потребность в лидерстве, связана с кризисом в группе, являющимся необходимым условием для появления гонительских стереотипов, которые могут быть применены против лидера группы, виктимизируя его. Автором представлена трансформация лидерских черт под воздействием изменившихся обстоятельств в модель поведения жертвы. В результате исследования предложена модель формирования виктимного поведения у лидера и обоснована включённость компонента жертвы в социальную роль лидера. Теоретическая и практическая значимость. Обоснование лидера как динамической социальной роли, под воздействием негативных обстоятельств трансформирующаяся в модель поведения жертвы. Возможность использования полученных результатов в курсе «Методика преподавания лидерства».