Аннотация:во времена моральных и социальных катаклизмов в обществе непременно возникает интерес к исключительным личностям, которые владеют сверхприродными способностями. Главный герой драмы Амар – неординарный человек, который навеял на массы общественный психоз, решил взять на себя сложную роль новоявленного Мессии – духовного, морального да и физического врачевателя утомлённого человечества. Амар действительно владеет необычными, недоступными человечеству возможностями: мог сдвинуть силой энергетической мысли скалу, остановить машины, снять электрический ток на смертном кресле, оставаясь при этом живым и невредимым. Драматург показал трагизм человека, который осмелился взять на себя роль наместника Бога на земле, миссию перекраивания устоявшихся общественных норм сосуществования. Амар, хотя и неординарная личность, но временами он и гневается, и выражает свои амбиции, в конечном итоге, плотские страсти ему тоже не безразличны. Драма «Пророк», написанная в период назревающих общественно моральных катаклизмов, – это своеобразная драма-притча о блуждании человека в лабиринтах земного бытия, о его трагических ошибках в духовно моральном выборе, в поисках социально этических гармоний, общественных и моральных идеалов. Это и исповедь самого автора о собственном болезненном познании истины. Драма «Пророк» – это свидетельство о достижении большим мастером вершины мирового модерна в жанре социально психологической, политической драматургии. Не без основания в «Пророке» видят и жанр драмы-антиутопии. Амар у В. Винниченко расстворяется в людях, по причине глубокой веры в их доброту, перестав быть настоящим пророком. В заботе о человечестве он слышал Глас Господень, однако, сойдя со стези праведности и поддавшись эмоциям, он решил позаботиться о человеке, что привело его к грехопадению. Он отошёл от истинных целей увлекшись человеческой любовью – потерял целомудрие, а вместе с ним и Божью любовь. Амару ничего не остается, как завершить начатое хождение, правда теперь не от имени Бога, а по повелению и зову технократического устройства цивилизации, совершая злодеяние в том, что заставил поверить человечество в силу любви плотской, а не Божьей.Экспериментальная драматургия писателя остается такой до конца: не только его Мессия делает очередной эксперимент со Вторым Пришествием, но и с ним самим делают эксперимент – от технического к психологическому.Следует отметить, что идейный фанатизм у В. Винниченко был заимствованным из европейской культуры, о чём свидетельствуют его ранние пьесы. Тип национального пророка – пророк «из любви». Так, в драме В. Винниченко пророк Амар вынужден умереть ради любви к окружающим, и на свою смерть он просит благословение у женщины, которую полюбил. Таким образом пророк Амар, вобрав себя больше восточных черт и действующий иностранной сюжетной линии, все же наполнен более выраженными чертами славянского пророка, чем предыдущие герои драматических произведений В. Винниченко