Аннотация:Собственное имя в художественном тексте обычно рассматривается в рамках литературной ономастики. В статье предлагается расширение понятийного аппарата литературной ономастики до направления «имя-в-тексте» (Т.М. Николаева), имеющего большую связь с семиотикой, путем введения термина акциденции онима. С помощью этого термина можно более детально представить колебание проприального статуса, которое не подпадает под процесс деонимизации или фигуру антономасии. Одной из акциденций онима является онимический фантом – имя как пустая оболочка, продукт фатической (авто)коммуникации, а также травестийный оним – имя собственное, занимающее в тексте место нарицательного. Выделение класса онимических фантомов имеет последствия для теории прецедентных имен, поскольку фантомность имени не коррелирует с приобретаемой прецедентным именем интенсиональностью. Рассуждения о нестандартном статусе имени в тексте иллюстрируются примерами из современных авторов (Б. Кочейшвили, Т. Толстая, М. Кундера). Также делается вывод о том, что акциденции онима дают большие возможности для языковой игры и общей поэтизации дискурса.