Удовольствие как предмет логики. К интерпретации «Филеба». Часть Iстатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 июня 2021 г.
Аннотация:Задача работы – определить, в чем заключается философский смысл плато-новского диалога «Филеб». Определить смысл – это показать, какой способпонимания «Филеба» является наиболее плодотворным, наиболее полносхватывающим и раскрывающим то, что образует содержательное ядро пла-тоновского текста. Не секрет, что смысл «Филеба» вовсе не самоочевиден.С нашей точки зрения, основной предмет диалога лежит в плоскости не он-тологии, но этики, а то, что в «Филебе» принимают за онтологические ас-пекты, в гораздо большей степени относится к логико-методологическимусловиям решения основной этической проблемы. Поэтому в данной статьепредпринята попытка показать, что ключевые темы «Филеба» (проблемаединого – многого, отношение четырех родов сущего, теория ложных удо-вольствий) внутренне связаны между собой. Вопрос об отношении единогои многого поднимается в связи c выяснением вопроса о логическом статусеудовольствия. Деление на четыре рода (предел, беспредельное, смесь, при-чина) является выполнением методологического требования о необходимо-сти деления. Анализ удовольствий, следующих за этим методологическимвведением, исследует удовольствие в совершенно новом свете, в свете «ис-тинности – ложности».