Аннотация:В статье анализируются основные тенденции трансформации современной системы высшего образования России, которые содержать объективные риски и способствуют росту социальной напряженности в образовательной среде. Автор указывает на основные аспекты рассмотрения существенных изменений в системе высшего образования, в том числе: активное распространение новых цифровых технологий в образовательном процессе; последствия интеграции системы высшего образования России в единой европейское образовательное пространство; появление новых образовательных и управленческих практик; последствия коммерционализации системы высшего образования. Период перехода системы высшего образования от традиционной модели к цифровой характеризуется обострением существующих структурных противоречий и социального неравенства, а также появлением новых рисков в развитии. В статье исследуются возможные источники социальных конфликтов в системе высшего образования и приводится их типология: конфликты типа “общество – высшая школа”, “ректорат – коллективы учебного заведения”, “субъект-субъект”. Значимым источником выступает также противоречие между традиционно сложившимися образовательными практиками и новыми цифровыми практиками, требующими особой подготовки научно-педагогических кадров и эффективной информационной базы. Автор приходит к выводу, что нарастание социальной напряженности и, как следствие, появление новых форм социальных конфликтов в образовательной среде, может быть объяснено неподготовленностью российской системы высшего образования и общества в целом к происходящим изменениям. В результате трансформации современной системы высшего образования в России, с одной стороны, появились новые перспективы для обучения и профессионального развития участников образовательного процесса, а с другой активизировались источники социальной напряженности и конфликтности в образовательной среде. Для реализации системного и эффективного окончательного перехода от традиционной к цифровой модели образования требуется коренная перестройка всей системы высшего образования на государственном уровне, внедрение модульных цифровых образовательных сред и создание эффективной информационной базы на интегрированной образовательной платформе.