Аннотация:В статье анализируются социальные аспекты индуизма как совокупности не только религиозных, но и мифологических, правовых и этических представлений, на базе которых во многом организована социальная жизнь индийского общества. Анализ исторического развития индуизма, проведенный автором, показывает, что, несмотря на отсутствие жесткой организационной структуры, он обладает внутренним единством на социальном, идейном и культовом уровнях. Объединяют индуизм в единое целое священные тексты и пантеон Богов, признаваемые практически всеми его течениями и школами, а также вера в карму — причинно-следственную связь между поступками индивида в прошлых воплощениях и его судьбой, характером, положением в обществе в нынешнем воплощении, и реинкарнацию. Краеугольным камнем как вероучения, так и социальной составляющей доктрины индуизма являются понятия сословий и каст, которыми обозначают обособленные группы, члены которых имеют общее профессиональное занятие, не вступают в браки с другими группами, и даже не делят с ними трапезы. Рассматривается иерархия сословий, зародившихся в Индии в ведический период, а также принципы, в первую очередь, профессиональные и региональные, формирования современных каст.Автором анализируется набор религиозных предписаний и культовых практик, регулирующих повседневную жизнь индуистов, обрядовая сторона индуизма, связанная с наиболее значимыми событиями в жизни человека. Особое внимание уделяется новым практикам «искупительных обрядов», в числе которых аскеза, пост, различные способы умерщвления плоти, и «искупительных даров». Отмечается, что сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Органической неотъемлемой его частью является целый ряд социальных институтов, правовых и нравственных норм, общественных установлений и культурных феноменов. В данной связи индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведением, в котором может быть и своя духовная практика.