Сравнение: универсальная форма языка подобий и ее организующая роль в структуре художественного текста (19-22 ноября 2016 г.). М., 2016. С. 631-642. (24885 зн)статья
Место издания:Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН Москва
Первая страница:631
Последняя страница:642
Аннотация:Статья посвящена изучению сравнения как способа познания мира и как семантико-синтаксической структуре, воплощающей идею подобия. Особое внимание уделено термину «проекция» и смыслам-«проективам», в которых снято различие между метафорой, метаморфозой и сравнением. Отмеченная Н.А. Кожевниковой тенденция движения тропеических номинаций к «снижению высокого» и «дроблению ассоциаций» связывается с актуализацией в художественном тексте индивидуального опыта и преобладанием умозрения над зрением, метафизики сознания над физикой бытия. Предлагаются параметры измерения семантической ассимиляции, которые позволяют разграничить метафоры и сравнения и представить их подтипы в виде оппозиций.
Ключевые слова: сравнение, подобие, проекция, проективный смысл, метафора-образ, метафора-символ, сравнение-сопоставление, сравнение-уподобление.