Протестантизм и католичество в оценках "Русского Торквемады": к вопросу о религиозных воззрениях К.П. Победоносцевастатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 апреля 2017 г.
Аннотация:Статья посвящена анализу религиозных воззрений К. П. Победоносцева (1827–1907), известного государственного деятеля, консервативного публициста, в течение 25 лет (1880–
1905) руководившего религиозной политикой государства на посту обер-прокурора
Святейшего Синода. В центре внимания отношение Победоносцева к двум ветвям иноверия на территории России — католичеству и протестантизму. В статье показано, что
восприятие обер-прокурором иноверных конфессий, при всей жесткости проводимой
им политики, было далеко не однозначным. Консерватор решительно отвергал право на
прозелитизм за неправославными исповеданиями на территории Российской империи.
Особо негативным было его отношение к деятельности Католической Церкви в западных
регионах империи и к зародившимся во второй половине XIX в. движениям протестантского толка — «пашковщине» и «штундизму». Вместе с тем к собственно религиозной
стороне католичества и протестантизма он относился без неприязни. К простестантизму Победоносцев даже испытывал определенную симпатию. Ему импонировали многие
черты данного вероучения — высокая оценка личных достижений человека, культ законности, наличие разработанной трудовой этики. Среди друзей и близких знакомых Победоносцева были протестанты, игравшие заметную роль в общественной жизни России
и Европы — баронесса Э. Ф. Раден, видный деятель Англиканской Церкви У. Дж. Биркбек, посол США в России Э. Д. Уайт и др. Особенности отношения Победоносцева к
западным исповеданиям, прежде всего к протестантизму, отразились на его политике на
посту обер-прокурора, в некоторых случаях способствуя корректировке проводимых им
жестких мер.