Аннотация:Вопрос об историческом месте крещения и венчания князя Владимира в 988 году остро дискутируется со времени присоединения Крыма к России. В середине XIX в. выдвинуты два предположения, по сей день остающихся дискуссионными. Согласно одной из версий, церемония состоялась в крупнейшем храмовом комплексе города – Уваровской базилике; согласно другой – в крестообразном храме № 27 на главной городской площади.
В пользу Уваровской базилики говорит только ее статус кафедрального храма. Однако, ни признаков торговых рядов, ни «царициных полат за алтарем», о которых говорится в древнерусских письменных источниках в связи с местом крещения князя, там не обнаружено. Как справедливо замечает С.Б. Сорочан, на плане М.И. Скубетова позади алтаря Уваровской базилики не отмечено следов какой-либо жилой постройки. В то же время, «агора» Херсонеса удовлетворяет всем признакам, известным благодаря древнерусской исторической традиции: она находится посреди города; была торговой площадью. Там много храмов; их названия могли внести путаницу в вопрос о том, как называлась церковь, в которой крестился князь. Вокруг площади – жилые кварталы, где могли быть «полаты» Владимира и Анны. Соответственно, «царицына полата за алтарем» находилась в VII квартале, а «полата Владимерова» около («вскраи») церкви могла располагаться либо на самой площади, либо в кварталах XXIIIA, LXXIX, LXXXI, LXXXII вокруг нее. С.Б. Сорочан полагает, что резиденция Владимира локализуется между храмами № 27, 28 и 29. Учитывая, что данный участок раскапывался в XIX в., в основном, в первой половине его, и так и остался не исследованным до конца, гипотезу С.Б. Сорочана о местоположении резиденции Владимира нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Возможно, что дальнейшее исследование кварталов, прилегающих к «агоре», даст возможность выдвинуть по этому вопросу новые версии.
Что касается резиденции Анны, то, учитывая, что квартал VII пострадал от пожара рубежа X-XI вв., версия о том, что именно там находилась «царицына полата», простоявшая до «второго корсунского взятия», нуждается в археологической проверке (если таковая на этом многократно исследованном участке еще возможна). Тот факт, что VII квартал был в XI в. перестроен, признает и С.Б. Сорочан. В качестве места локализации «полаты» Анны можно рассматривать также квартал LXXXIII, который находится «за алтарем» храмов № 28 и 29. К сожалению, информация о судьбе этого квартала на рубеже X-XI вв. отсутствует.
В каком же из храмов «агоры» крестился Владимир, в каком – его дружина, и где произошло венчание? С.Б. Сорочан настаивает: князь принял крещение в Храме № 27, и он назывался «церковью св. Василия». Храм с таким названием в качестве места крещения упоминается в Лаврентьевской летописи. Храм св. Иакова называет местом крещения князя наибольшее количество источников; храм св. Софии - Ипатьевская летопись, а храм св. Спаса - Владимирский летописец и Устюжский летописный свод. По данным Новгородской первой летописи младшего извода, Владимир крестился в храме «св. василиски», а по данным Обычного Жития св. Владимира, храмом св. Василия была названа «церковь на горе», построенная Владимиром в память о своем крещении.
С.Б. Сорочан настаивает на том, что Владимир крестился на «агоре» в храме св. Василия потому что, согласно Житиям свв. епископов херсонских, именно здесь первый епископ города Василий поставил столп с крестом. Значит, по мнению С.Б. Сорочана, там же должен был впоследствии находиться и храм его имени. Кроме того, Владимир при крещении принял имя Василий. Логика С.Б. Сорочана понятна. Он полагает, что крещение произошло в крестообразном храме № 27, так как считает его храмом-мартирием, посвященным памяти св. епископа Василия. Остаётся неясным, почему венчание князя состоялось в том же храме, а не в кафедральном соборе свв. Апостолов.
Попробуем сформулировать несколько иную версию. Крестили Владимира на «агоре», в базилике св. Иакова (№ 28), просторной, украшенной мозаиками, способной вместить в себя константинопольский и херсонский клир, местную знать и приближенных Владимира. Здесь же прошла торжественная церемония бракосочетания князя, для которой крестообразный храм № 27 был и маловат, и недостаточно престижен. Возможно, что в этом храме крестилась дружина князя. То есть, по данным Повести «О принесении чудотворного образа святителя Николая из Корсуня в Зарайск», это был храм св. апостола Иоанна Богослова. За «алтарем св. Николы», находившегося, по данным источника, близ храмов св. Иакова и св. Иоанна, находилась «полата» Анны. Это согласуется с топографией участка, поскольку за алтарем базилики № 28 находится крестовокупольный Храм № 29. То есть, Храм № 29 мог быть Храмом св. Николая или (что более вероятно) иметь посвященный данному святому алтарь. За алтарем Храма № 29 начинается LXXXIII квартал, в котором могла находиться «полата» Анны.
Поскольку, согласно древнерусской исторической традиции, вместе с Владимиром крестилась его дружина (то есть, многие сотни человек), то в этой церемонии могли быть задействованы все храмы агоры, и не только они. Крестившиеся с Владимиром дружинники, по всей видимости, стали одним из источников устной традиции, положенной в основу различных вариантов Корсунской легенды. Многие из «ветеранов Корсуня» могли утверждать, что князь крестился в том же храме, что и они сами. Отсюда – столько названий мест крещения Владимира попало в письменные источники. Так что путаница носит, скорее всего, фольклорный, а не историографический характер. Видимо, наибольшего доверия, как источник информации о топографии крещения Владимира и его дружины, заслуживает Повесть «О принесении чудотворного образа святителя Николая из Корсуня в Зарайск», в основу которого положен рассказ выходца из Херсона, знакомого с историей города и хорошо знавшего его топографию.
Почему для церемоний крещения и особенно бракосочетания не использовалась Уваровская базилика, не ясно. Возможно, к тому времени обветшало внутреннее убранство храма. Но, скорее всего, организаторы церемоний учитывали, что они будут проходить при огромном стечении народа, и в узких улицах, окружающих Уваровскую базилику, может возникнуть нежелательная давка. Поэтому и были задействованы храмы более просторной «агоры», близ резиденций жениха и невесты.
Кроме того, на выбор места для проведения церемонии могло повлиять и еще одно обстоятельство. Как известно, храм свв. Апостолов (т.е., вероятнее всего, Уваровская базилика) был местом хранения главной святыни города – мощей св. Климента. Известно также, что Владимир забрал их с собой. Возможно, что это намерение князя стало известно еще до его крещения. И вызвало негативную реакцию херсонского архиепископа и клира кафедрального храма. Поэтому, чтобы не обострять ситуацию, церемонии перенесли в более нейтральное место.
Точка зрения С.Б. Сорочана, что местом крещения князя Владимира была «агора», является обоснованной. Однако сама церемония прошла, вероятно, в базилике № 28, а в крестообразном храме № 27 крестилась часть дружины князя (скорее всего, его ближайшие приближенные). Проблема локализации «полат» Владимира и Анны, в силу вышеназванных неясностей, требует дополнительного изучения.