Аннотация:Последняя четверть Х – первая четверть XI веков стали переломными в истории стран Причерноморья. В это время происходит Крещение Руси; Византия преодолевает внутреннюю смуту и достигает пика своего могущества; Болгария, потерпев неудачу в агрессивной войне против Византии, в 1014 году на два столетия утрачивает независимость. Причем, все эти события находятся в тесной причинно-следственной связи. Поэтому, проблема выявления новых источников по истории этого периода стоит очень остро.
Таких источников немало. Это и летописи (русские и болгарские), и сочинения византийских историков, и немногочисленные документы, и данные сфрагистики, нумизматики, эпиграфики. Реже в качестве источников используются произведения художественной литературы. Между тем, из этого источника можно почерпнуть информацию не только исторического, но даже естественно-научного характера.
Историки неоднократно обращали внимание на поэтическое творчество константинопольского поэта конца Х века Иоанна Кириота по прозвищу Геометр, предположительно, митрополита Митилены. Его стихотворения привлекались как источник по истории болгаро-византийских войн. Реже ученые обращали внимание на небольшую поэму (или большое стихотворение) «На апостасию», посвященную внутренней смуте в Византии в 70-80-е годы Х века. Важно отметить, что Геометр был современником описываемых им событий; более того, был, видимо, в них вовлечен.
В своем стихотворении он описывает следующие события: смуту в восточных фемах Византии, злорадство арабов, получающих от византийцев дань, разрушительное землетрясение, «орды скифов на Западе», и три астрономических явления, на которые прежние комментаторы внимания не обратили:
И даже солнце погрузилось в черный мрак,
Луна поблекла в пелене затмения,
И новая зловеще вдруг звезда зажглась,
Неслыханное чудо — а моим грехам
Все нет конца, предела нет беспечности.
Можно осторожно предположить, что «орды скифов», которые вольготно чувствуют себя на земле ромеев, «как будто на своей», это осаждающее Херсон (или уже взявшее его) войско князя Владимира. Хотя польский историк А. Поппэ полагает иначе. Он считает, что Геометр, как и большинство греков ненавидевший и боявшийся русов и варягов, называет «ордами скифов» русский отряд, прибывший на помощь Василию II в 988 году. Он утверждает, что Иоанн Геометр, бывший апологетом Никифора Фоки, резко осуждает Василия II за союз с «варварами». Мы же, не отвергая точки зрения А. Поппэ, полагаем, что и крымская версия локализации воинственных «скифов» имеет право на существование. Так как они «рыщут» на западе, т.е. в Европе, а Херсон в административном делении империи был 12-й фемой Европы.
Термин «скифы» к русам в те времена византийскими авторами часто применялся. Так Иоанн Геометр называет русов в стихотворении «О болгарах». Георгий Кедрин в «Описании истории» называет «скифами» русских купцов и наёмников, которых выселили из Константинополя во время последней русско-византийской войны 1043 года. Термин «скифы с Тавра» использовал и Михаил Пселл, а Анна Комнина называла русов времен Святослава «таврами и скифами».
Теперь об астрономических явлениях, упомянутых в стихотворении. В вышеприведенном отрывке речь явно идет о солнечном и лунном затмениях. Эта информация, в случае, если ее датировать, окажется крайне важна, так как вокруг датировок событий 987-990 гг. не только византийской, но и русской истории, ведутся ожесточенные споры. Выяснение точной даты затмений может способствовать выяснению дат таких важных исторических событий, как Крещение Руси, взятие Херсонеса князем Владимиром и др.
Из текста стихотворения видно, что все описанные в стихотворении события должны быть близки по времени, а затмения, скорее всего, были полными или почти полными, раз они произвели на поэта столь сильное впечатление.
При помощи астрономической компьютерной программы StarCalc мною изучены солнечные и лунные затмения, наблюдавшиеся в Константинополе в последней трети X века. Лишь в двух случаях солнечное и лунное затмения произошли близко по времени (в течение одного месяца) - в 988 и в 990 годах. Однако, параметры этих событий таковы, что вариант 988 года выглядит мало правдоподобным. Солнечное затмение 18 мая 988 года было в Константинополе очень незначительным. Его максимальная фаза (т.е. процент затенения Луной) составила лишь 0,366 (36,6%). Такое затмение большинством людей обычно даже не замечается. И уж тем более не подходит под определение источника «погрузилось в черный мрак». Да и лунное затмение 2 июня 988 года было частичным. Его максимальная фаза составила 0,703 (70,3%).
Лунное затмение 10 октября 990 года было почти полным (93,4%), и наблюдалось в период всеобщего бодрствования (от заката солнца до позднего вечера). Максимальной фазы оно достигло в 19 часов 34 минуты, и его могло наблюдать все население Константинополя. Спустя всего 15 дней случилось солнечное затмение, которое наблюдалось на всей территории Византии. В Константинополе его максимальная фаза была достигнута в 11.04 утра, и составила 85,4%. То есть, не заметить этого затмения было невозможно. Стоит учитывать, что в регионе Константинополя октябрь – время бабьего лета, погода в это время, как правило, ясная и сухая. То есть, светила были, скорее всего, хорошо видны.
Датировка упомянутых затмений 990 годом согласуется с порядком изложения событий в стихотворении, где явно прослеживается развитие сюжета. Сначала – смута на востоке, затем землетрясение (в Византии вообще и в Константинополе в частности) и параллельно (как вставной эпизод в рассказ о землетрясении) беспокойство от орд скифов (то ли воинов Владимира в Крыму, то ли варяжской дружины в столице) и, наконец, затмения.
Лишь одно событие выбивается из знакомого нам по другим источникам хронологического ряда – появление «новой звезды». Но может быть, речь идет не о комете Галлея, которая была видна на небосклоне в 989 году, а о другом астрономическом явлении, которое действительно выглядело как «неслыханное чудо»? Комета упоминается в другом стихотворении Иоанна Геометра - «На комита»:
«Комета в небе освещает весь эфир,
А на земле комит сжигает Запад весь.
Звезда, что появленьем тьму пророчила,
С восходом солнца блекнет светоносного…».
В этом стихотворении, обращенном к покойному кумиру поэта Никифору Фоке, речь идет о событиях византийско-болгарской войны. Комитом Иоанн Геометр называет болгарского правителя Самуила (младшего из братьев-комитопулов), восставшего в 976 году, захватившего в 986 году Фессалию и Южную Македонию, в 988-989 (примерно в одно время с Херсонесом) фракийскую крепость Веррию и город Сервию в феме Фессалоника. Но что это за комета: 975 года, упоминаемая у Льва Диакона, гипотетическая комета 987 года или Галлея 989 года, понять невозможно, т.к. война с болгарами длилась в течение всего этого периода, и далее до 1014 г.
Несмотря на неясность информации о «новой словещей звезде», астрономические данные, приведенные в стихотворении «На апостасию», указывают, что землетрясение в Константинополе произошло в 989 году, а не в 987, как полагают А.Л. Пономарев и Н.И. Сериков. Это позволяет подкрепить традиционные взгляды на хронологию и причинно-следственные связи событий конца Х века.