Аннотация:Идея славянского единства формировалась прежде всего в славянофильской среде. Революционно-демократическое направление общественной мысли России в массе своей было идеологическим наследием западничества, и хотя русские революционеры всегда сочувственно относились к освободительной борьбе славянских народов и отрицали имперскую политику их «хозяев» – Австрийской и Османской империй, славянский вопрос в достаточной мере «радикалами» не разработан.
Несмотря на то, что представители революционного направления политической мысли России сами уделяли недостаточно внимания славянской проблематике, и после революции славяноведение было непопулярно, все же мы можем говорить, по крайней мере, о двух концепциях всеславянства, возникших в данной среде. Это федералистские концепции А.И. Герцена и М.А. Бакунина. Но славянский вопрос в мировоззрении этих авторов в XX в. практически не изучался в силу своей «идеалистической беспочвенности и политической ошибочности» .
Связанный симпатиями юности с кружком западников, Герцен в 40-е гг. XIX в., при всем уважении к особенностям развития отдельных народов и их «правам на самоопределение», исповедовал представление о «великом единстве развития рода человеческого». Разочарование в перспективах буржуазной демократии, пережитое в 1848-1849 гг., и растущая эстетическая брезгливость по отношению к западному мещанству и либерализму заставили Герцена обратить внимание на русского мужика и русскую сельскую общину. В мужике он увидел большую личность, чем в западном буржуа, а в общине – уже готовую единицу социалистического общества, залог социалистического развития не только России, но и Европы. Герцен заметил, что «русская сельская община существует с незапамятного времени, и довольно схожие формы ее можно найти у всех славянских племен. Там, где ее нет, – она пала под германским влиянием. У сербов, болгар, черногорцев она сохранилась в еще более чистом виде, чем в России» . Россия рассматривалась им как страна с наиболее благоприятными возможностями для социалистических преобразований. В общих чертах эту историческую концепцию он высказал в работах «Россия» (1849 г.), «О развитии революционных идей в России» (1851 г.) и др. Наиболее полно специфика герценовской концепции всеславянства отражена в работе «Старый мир и Россия. Письма В. Линтону» (1854 г.).