Аннотация:Статья посвящена политико-психологическому исследованию восприятия
Дня Победы среди молодежи стран ЕАЭС. Цель исследования: выявить и сравнить
ключевые особенности восприятия праздника и образа Великой Отечественной
войны в сознании молодежи России и ее союзных государств (Армении, Беларуси,
Казахстана и Киргизии) в контексте текущих политических вызовов, модификации
истории и влияния СМИ на представления молодых граждан, которые являются
важными «проводниками» обновленного видения коллективной памяти народов
постсоветского пространства. Среди задач, решение которых позволяет достичь цели,
выделяются – формирование проблемного поля восприятия Дня Победы на евразийском пространстве и адаптация различных теоретических и методологических
подходов в исследовании его образа. Методология исследования содержит фокусированные интервью. Для интерпретации данных использовались качественные методы
с элементами количественных, в частности, методы кодирования и шкалирования
ответов на открытые вопросы. Тема объединяет широкий круг проблем, важных для
понимания будущего постсоветского общества: отношение к коллективной памяти
115
Конференц-зал
в ее политическом измерении, массовым акциям; политические приемы в процессе
формирования национально-государственной идентичности; проблема мифологических оснований образов прошлого с учетом влияния внешнеполитических факторов
на развитие внутриполитического процесса и т.д. Результаты исследования позволили проанализировать на примере Дня Победы представление о постсоветских
массовых календарных праздниках у евразийской молодежи, а также зафиксировать
различия в национальных кейсах, демонстрирующие взаимосвязь образов прошлого
и современную специфику политических культур каждой страны в отдельности.
Научная новизна исследования: впервые предложена концептуальная модель анализа
образа Великой Отечественной войны; на материалах фокусированных интервью
была проведена оценка качественных показателей восприятия Дня Победы среди
молодежи стран ЕАЭС; выявлены тенденции к отходу от традиционных советских
маскулинных образов, а также зафиксирован дефицит масштабных, объединяющих
символов в современной евразийской политике.