Аннотация:В статье поставлена задача выявить влияние Исламской Республики Иран на принятие решения российским руководством начать военную операцию в Сирийской Арабской Республике. С помощью системного анализа и синтеза впервые выявлены причины, лежавшие в основе принятия решения Россией оказать прямую военную помощь правительству Башара Асада с учетом фактора разработки и подписания Совместного всеобъемлющего плана действий по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы. Найдена связь между ослаблением позиций Сирийской Арабской Армии в Сирии в 2013-2015 годах и резким возрастанием численности проиранских шиитских прокси-группировок на ее территории за тот же период. Анализ последовательности событий первой половины и середины 2015 года показал, что заинтересованность России в скорейшем подписании Совместного всеобъемлющего плана действий во многом была вызвана необходимостью для российского руководства быть уверенным в том, что у Ирана появятся требуемые ресурсы для долгосрочного финансирования его прокси-формирований, без которых прямое участие России в сирийском конфликте несло для нее неприемлемые риски. Также выявлены долгосрочные риски для России и Ирана в сирийском конфликте, обусловленные действиями США по их взаимному ослаблению, прежде всего, с помощью санкций, направленных на подрыв экономического потенциала обеих стран и их возможности поддерживать свое присутствие в Сирии на необходимом уровне в длительной перспективе. Показано, что гипотетическая утрата Ираном позиций в Сирии под действием санкций и при вложенных в Сирию колоссальных ресурсах способна привести к внутриполитической нестабильности в Исламской Республике с риском перерасти в военно-политическую дестабилизацию трансрегионального масштаба.