Аннотация:Любое определение понятия «когнитивные способности», относится ли это к человеку или к животным разного уровня развития, оказывается либо «кумулятивным» (т.е. перечисляющим ряд проявлений когнитивных способностей), либо «операциональным» (т.е. основанным на конкретных примерах проявления таких способностей). В любом случае это означает, что «когнитивные способности» – это не «унитарное понятие», а сложный комплекс феноменов, для изучения которого требуется набор методических подходов и теоретическое обоснование адекватности их использования. Моделирование когнитивных способностей человека в экспериментах на животных (в нашем случае – на мышах и крысах) также требует использования большой «батареи» тестов, а также теоретического обоснования адекватности их использования. В настоящее время очевидно, что в экспериментах на грызунах можно воспроизводить (моделировать) набор достаточно «простых» способностей, к которым относят неассоциативное и ассоциативное научение, внимание, память, формирование пространственных представлений.В настоящее время накапливаются данные, заставляющие относиться к идее «моделирования» сложных функций мозга человека более строго. По всей видимости, следует ставить вопрос не о создании той или иной «модели», а о детальном исследовании механизмов когнитивных способностей животных данного вида и анализу сопоставимости их со способностями человека. Большой прогресс в области нейробиологии обучения, внимания и других «простых» когнитивных функций животных вомногих случаях позволяет создавать перспективные модели заболеваний или отдельных симптомов болезней человека.