Аннотация:Проведено моделирование агломерационных эффектов, выступающих факторами развития Иркутска и формируемой им Иркутской городской агломерации. Агломерационные эффекты разделены на составляющие компоненты:эффекты локализации (MAR-эффекты), оценка которых проведена с помощью мер концентрации экономической деятельности, и эффекты урбанизации (Джейкобс-эффекты), оцениваемые с помощью мер разнообразия (диверсификации). Сначала были определены максимальные границы Иркутской городской агломерации с помощью двухчасовойизохроны транспортной доступности, затем проведено моделирование агломерационных эффектов с целью выявленияоптимальных сочетаний слагающих ее территориальных единиц для достижения наибольшей эффективности их взаимодействия. Перспективная конфигурация данной городской агломерации определена с помощью соотношения экономического разнообразия и транспортной доступности. При этом экономическое разнообразие в данном соотношенииявляется мерой получаемых эффектов от территориального взаимодействия, а транспортная доступность — меройзатрат для их достижения. Кроме того, с помощью соотношения транспортной доступности (удаленности от Иркутска) и численности населения установлена приоритетность затрат на улучшение транспортной доступноститерриториальных единиц, слагающих Иркутскую городскую агломерацию в границах ее оптимальной конфигурации, сцелью обоснования ключевых направлений развития транспортной инфраструктуры. Выявлено, что в Иркутскойгородской агломерации достигаются миллионная «планка» численности населения, а также высокий уровень концентрации и разнообразия экономической деятельности, что создает предпосылки для дальнейшей интенсификации экономических связей