Аннотация:В статье предпринята попытка анализа теоретических подходов к регулированию государственного страхования различными отраслями советского права, существовавших в правовой мысли ХХ в. Главное внимание уделяется вопросам деятельности государства по образованию специализированных страховых денежных фондов, особенностям их использования. Анализируется порядок формирования государственного страхового фонда, тенденций развития и пониманию сущности, ключевой роли государственного страхования в советский период. Отмечается, что государственное страхование в советский период представляла собой деятельность органов государства по образованию специализированных денежных фондов путем взносов социалистических организаций и граждан (страхователей), за счет которых созданная для этих целей система страховых органов возмещала материальный ущерб, причинённый стихийными бедствиями, несчастными случаями и т.д., а также проводила профилактические мероприятия и разъяснительную работу для их предотвращения. Среди основных выводов проведенного исследования отметим следующие. В советский период подчеркивалось, что страхование как правовое установление изучается целым рядом юридических наук, в том числе и наукой финансового права. В СССР страховые отношения (то есть отношения, возникавшие в процессе организации и деятельности органов Госстраха), регулировались несколькими отраслями советского права. При этом необходимо учитывать, что вопрос о границах такого регулирования носил неоднозначный и даже дискуссионный характер. Основная часть страховых отношений в советский период регламентировалась нормами финансового и гражданского права. Советское финансовое право регулировало отношения, складывавшиеся в процессе организации государственного страхования как одного из видов финансовой деятельности государства. Возникавшие на основе применения этих общих положений имущественные отношения являлись гражданско-правовыми. В настоящее время рассматриваемый вопрос отраслевых границ по прежнему актуален, в том числе и для многих государств постсоветского пространства.DOI: 10.25136/2409-7802.2021.1.35126