Дискурс этики заботы в образовании для будущегостатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2022 г.
Аннотация:Рассматриваются основные подходы этики заботы (Платон, М. Хайдеггер, М. Фуко), а также особенности феминистской этики заботы (Н. Ноддингс, К. Гиллиган и др.), состоящие в отказе от классической традиции, в интерпретации заботы о другом через нацеленность на его нужды. Раскрывается значение этики заботы в современной философии образования, связанное с влиянием на такие ключевые проблемы, как трудности в этических отношениях субъектов образования между собой, опредмечивание реальности, невозможность обсуждения серьезных экзистенциальных вопросов в рамках образовательного процесса. Ставится вопрос о введении в русскоязычный научный оборот ряда терминов, применяемых современными англоязычными авторами (Дж. Нгуен, М. Маккензи, Ш. Бленкинсоп, У. Бергмарк, Е. Элерби) в работах, где этика заботы рассматривается с точки зрения отношений учителя и ученика, моральных дилемм и вовлечения учеников в образование для приобретения опыта заботы о себе и других, об окружающейсреде. В статье выделены направления развития системы образования будущего, важным основанием которых может стать этика заботы (образование в условиях "пересборки" образовательных институтов будущего, неопределенности, поиска аксиологических обоснований, технологических инноваций; образование как воспитание свободного человека будущего).