Аннотация:Рассматриваются особенности применения композиционной схемы сидящей богини в произведениях коропластики европейской части Боспора. Впервые публикуется ряд статуэток Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника изучаемой иконографии, в том числе комплекс из выброса бракованной продукции коропласта, датируемый IV в. до н.э. В первой части изучается происхождение иконографии, ее истоки в неолитических культурах Анатолии и дальнейшее распространение. Следующие разделы посвящены анализу боспорских терракот богини на троне архаического и классического периодов. Методика исследования включала как иконографический, так и семантический анализ, предполагающий интерпретацию религиозных представлений, воплощенных в образе божества. Специфической особенностью боспорской коропластики является популярность композиции богини на троне с архаического периода, что указывает на особую роль в верованиях боспорян богинь высокого статуса с широким набором функций, таких как Деметра, Афродита, Артемида, Геката. Комплексы терракот классического периода демонстрируют разнообразие в вариантах изучаемого иконографического типа, появляются характерные атрибуты, позволяющие провести идентификацию образа божества. Данные коропластики указывают на рост популярности в IV в. до н.э. Кибелы, богини фригийского происхождения. Выдвинута гипотеза о наличии прототипа ряда фигурок – местной культовой статуи Кибелы.