Аннотация:В классической китайской поэтике одной из ведущих с античной эпохи становится категория "фэнь". Она прошла несколько этапов своего формирования. Терминологически ее впервые стал использовать Конфуций. Но, упомянув о ней в "Луньюе" два раза, он определил ее только в самых общих чертах. Как термин она была, видимо, его изобретением. Ни раньше, ни после Конфуция до эпохи Хань (III в. до н.э.-III в. н.э.) не встречается попытки осмыслить эту категорию. Она и появляется крайне редко в памятниках того времени. Отношение к "фэнь" резко меняется в эпоху Хань. Прорывом в этом аспекте стал созданный тогда философский памятник "Хуайнаньцзы": в нем "фэнь" уже системно оформилась как категория китайской культуры. Cущественное развитие в данную концепцию вносит автор первой сводной истории Китая Сыма Цянь (II-I в.в. до н.э.), который впервые рассматривает "фэнь" в применении к литературному творчеству (при еще достаточно широкой трактовке литературы). Выявленная выше начальная история "фэнь" подтверждает наше давнее наблюдение о том, что эта категория в значительной мере перекрещивается с древнегреческим понятием пафоса. В то же время в семантике "фэнь" с ханьского времени возобладало значение страдания. Этот акцент восходит к архетипичной для китайской культуры мысли о страдании как импульсе творчества и жизни, сформулированной еще в доханьскую эпоху Мэнцзы. Так сформировалась философская основа патетико-элегических мотивов в жанре оды "фу" о "музыке" (I в. до н.э. – III в. н.э.). Они определяли в этих одах образы природы, музыкантов, музыки и слушателей.