НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ — ФОРМЫ, ФАКТОРЫ, КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2022 г.
Аннотация:Человек — существо социальное. Но то, что стоит за этим описанием, в разных теоретических традициях предстает по-разному. Так, в структурно-функционалистских подходах социальность понималась как проблема социального порядка, зачастую рассматривалась в отрыве от самого чело-века и получала соответствующие коннотации (солидарности, интеграции,коммуникации и т.д.). В то же время «понимающая» социология, фокусирующаяся на обобщенных смыслах действий или установках индивидов, в своюочередь, проблематизировала условия возможности консенсуса и порядка, отталкиваясь от ситуации самого индивида. «Понимающие» подходы,по мнению авторов, делают возможным более широкий взгляд на проблемусоциального порядка, который в этом смысле не редуцируется исключитель-но к системным (материальным, экономическим, административным) фак-торам, мотивациям или ориентирам, но предполагают иные основания ра-ционального, общественно-консенсусного поведения. Цель статьи — опера-ционализация социальной природы человека через более широкое понятиеконсолидации и деконсолидации (связывающее системный макро-уровень ииндивидуальный микро-уровень социального анализа), а также реконструк-ция суммы консолидационно-значимых факторов. Так, авторы обращаютсяк теории рационального выбора Дж. Коулмана и Х. Эссера и соответствую-щему пониманию человеческой рациональности, нацеленной на максими-зацию в том числе «нематериальной прибыли». При этом источники и усло-вия нематериальной консолидации авторы связывают с аккумуляцией самыхразных форм «социального капитала», обеспечивающего доверие людейк его держателям. Концепция коммуникативной рациональности Ю. Хабер-маса даёт авторам основания считать нематериальным условием социаль-ной консолидации «публичную сферу» как пространство структурных сце-плений «жизненно-мировых» ожиданий акторов и политической системы,в своей повестке зачастую игнорирующей «недорефлексированные темы»и «недопредставленные сообщества». Ориентируясь на теорию Э. Гидденса,авторы рассматривают в качестве методологического инструмента анализа нематериальной консолидации его концепт «двойной герменевтики». Последняя обеспечивает обмен морально-нормативными истолкованиями политических событий и решений между интеллектуалами, учеными, политика-ми и обычными гражданами, в свою очередь способными к «рефлексивному мониторингу» действий и решений «вышестоящих инстанций». В качестведругого условия социальной консолидации рассматриваются так называемые «экспертные системы знания», обеспечивающие социальный консенсуси стандартизирующие коммуникацию. Идеи П. Бурдье о «социальном пространстве» дают основания считать фактором (де-)консолидации обществарассогласования между контрадикторными типовыми габитусами (стилями жизни, типами потребления, социальными ожиданиями) в гетерогенном социальном пространстве. В итоге кристаллизуется комплексное и синтетическое понятие социальной консолидации, конкретизирующее абстрактное понятие социальной природы человека.