Аннотация:В центре внимания автора статьи находятся иллюстрации к сочинениям о путешествиях (травелогам) и их роль в формировании образа «Другого» на примере Российской империи конца XIX — начала XX века. Традиционно визуальная репрезентация России у иностранцев рассматривалась на политической карикатуре, но на рубеже XIX–XX веков выросло число травелогов европейских и североамериканских туристов, которые снабжались большим количеством фотографий, формировавшие образ «Другого». Автор статьи выделяет источниковедческие особенности рисунков и фотоснимков, использовавшихся в сочинениях путешественников по Российской империи, и приходит к выводу об их субъективной природе, несмотря на различия в точности изображения действительности. Отдельно ставится проблема интерпретации содержания иллюстраций и предлагается набор сюжетов, которые отражают стратегии визуальной репрезентации России в англоязычных травелогах. На примере публикации публичных лекций американского путешественника Бертона Холмса автор проанализировал комплекс фотографий российских столиц и провинции, сделанных в 1901 году, и выяснил различия в сюжетном представлении ядра и периферии империи. Если Санкт-Петербург и Москва визуально репрезентировались через городские достопримечательности, то Сибирь и Дальний Восток иллюстрировали пейзажи, люди и бытовые зарисовки из жизни русских, коренных народов и самих путешественников.